Когнитивный диссонанс
Производство стали растет, а ее перевозка сокращается?
/© Rusmet.ru, Михаил Родионов/ В то время, как данные Всемирной ассоциации производителей стали (WSA - Worldsteel, см. публикацию «Мировое производство в феврале 2015 года выросло на 0,6% по сравнению с февралем 2014 года» от 23.03.2015) свидетельствуют о заметном приросте производства стали в России в январе-феврале текущего года, статистика РЖД говорит о значительном сокращении перевозок черных металлов.
Так, согласно данным РЖД за 4 недели текущего месяца (объемы перевозок на диаграммах - в тысячах метрических тонн), перевозка черных металлов сократилась на 16% относительно аналогичного периода прошлого года: внутри России - на 20%, на экспорт - на 10%.
Совокупная перевозка лома черных металлов сократилась в марте на 9%: по стране - снизилась на 13%, а на экспорт - возросла на 42%, однако, учитывая небольшой объем экспорта, этого оказалось недостаточно даже для сохранения общего объема перевозок лома на прошлогоднем уровне.
Перевозка железной и марганцевой руды снизилась на 16%: внутренняя - на 13%, экспортная - на четверть.
И внутренние, и экспортные поставки каменного угля по жд уменьшились одинаково - на 13%.
Поставки цемента снизились на 30%: внутренние - на 31%, экспортные - на 6%.
Наиболее драматично, на 34%, сократились перевозки строительных грузов: внутренние - на 35%, зато совсем «символические» экспортные, напротив, возросли на 79%, что, впрочем, почти не повлияло на общую картину.
Железнодорожные перевозки зерна увеличились на 7%: внутренние отгрузки возросли на 20%, а экспортные - сократились на 6%.
Перевозки контейнерных грузов (а в контейнерах сегодня возят, порой, и металлолом, и металлопрокат, и зерно, и цемент, и даже наливные грузы) сократились на 15%: внутренние - на 19%, экспортные - на 11%.
Перевозка химических и минеральных удобрений снизилась на 15%: по России - на 13%, на экспорт - на 16%.
Перевозки химикатов и соды сократились на 19%: внутри страны - на 18%, на экспорт - на 23%.
Перевозки лесных грузов снизились на 15%: внутренние - на 9%, экспортные - на 18%.
В итоге взгляд на статистику железнодорожных перевозок за март вызывает у внимательного читателя некоторый когнитивный диссонанс: где же вся та сталь, производство которой растет, если перевозки черных металлов сокращаются? Может быть, она ушла на автотранспорт? Или пока поступила в виде проката лишь на заводские склады? Убедительного и аргументированного ответа на эти вопросы я пока не нашел. Ведь получается, что в марте 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 7% лишь перевозка зерна, тогда как перевозка остальных видов грузов существенно сократилась.
Источник: